Развитие речи. Художесвенная литература. Основы математики.
Тема: «Цветик - семицветик»
Программные задачи:
Образовательные:
1. Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с определенным цветом.
Равивающие:
1. Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок
появления героев в сказках.
2. Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Оборудование:
Пазл к сказке «Колобок», сундучок, шарик с письмом, цветик- семицветик лепесточки цветика- семицветика, игрушка Лиса, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, подарки детям (в сундучке белочка с орешками).
Ход занятия:
Дети входят в зал. Садятся на стульчики
Круг приветствия.
Доброе утро- птицы запели,
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
-Доброе утро! Қайырлы таң!
Воспитатель: Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное.
Вы любите сказки?
Дети: Да.
Ребята, нам пришло письмо. (читает). Сейчас я его вам прочитаю:
«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моем волшебном сундучке.
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик- семицветик.
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете!»
Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - это же серединка от цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика- семицветика, то сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ- топ -автобус!
Речевая игра «По лесной тропинке»
По лесной тропинке (шагают друг за другом)
В сказку мы пойдём.
Цветик- семицветик
Быстро соберём.
Веточки березы (качают руками)
Ласково шуршат.
Лес чудес и сказок,
Принимай ребят! (кланяются)
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки)
Найдём тебя, дружочек!
Помоги цветок собрать,
Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик- семицветик. Он подскажет нам, какого цвета лепесток нужно найти. Начнем с этого лепесточка. Какого он цвета? (показываю желтый конверт)
Дети: Желтый
Воспитатель: Ребята, какое время года напоминает этот цвет?
Дети: Осень.
Воспитатель: Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Что делают люди осенью в огороде?
Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай.
Воспитатель: Посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено? Может быть сказка? (пазл)
Дети: Сказка «Колобок».
Воспитатель: Кто из героев изображен на картинке?
Дети: Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса
Воспитатель: Кого первым встретил Колобок? (обращаю внимание на доску)
Кого вторым?
Кого третьим?
Кого четвертым? (Дети крепят героев, соотнося героя с цифрой).
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток.
Воспитатель: Какого цвета лепесток будем искать следующий. (показываю синий конверт)
Дети: Синего цвета.
Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море?
Дети: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Воспитатель: Мы с вами сейчас превратимся в волны морские и поиграем в игру «Море волнуется раз!»
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура замри!
А теперь давайте выложим разные дорожки из крышек.
Воспитатель: Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы!
Воспитатель: Скажите, какого цвета листок будет следующим? (показываю конверт)
Дети: Оранжевый.
Воспитатель: Как по другому можно назвать оранжевый цвет?
Дети: Рыжий.
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?
Дети: Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лиса и кувшин», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка»
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки?
1
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут её (лиса)
2
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, кур в деревне крадёт
3
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
Дети, к нам сегодня пришла лисичка (игрушка), чтобы с нами потанцевать.
(дети танцуют по обручам с Лисой под музыку )
Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам ?
Лиса: Оранжевый лепесточек.
Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек.
Какого цвета лепесточек будет следующим? (показываю зеленый конверт)
Дети: Зеленого цвета.
Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «И попала стрела Ивана Царевича в самое болото. . .» Отрывок из какой сказки вы сейчас услышали?
Дети: Отрывок из русской народной сказки «Царевна Лягушка».
Воспитатель: Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему?
Дети: Главная героиня лягушка, она живёт в зеленом болоте.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда поиграем в игру «Лягушки и цапля»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом воспитатель начинает- цапля. цапля ходит вокруг домика, лягушата внутри сидят на корточках.).
Знают рыбы и лягушки
Цапля всем им не подружка.
И вприпрыжку, врассыпную
Прячутся в траву речную. (Цапля заходит в домик, а лягушата врассыпную)
Воспитатель: Подарю лягушкам я зелёный лепесток,
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок!
Какого цвета лепесток следующий? (показываю фиолетовый конверт)
Дети: Фиолетовый цвет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на фиолетовом конверте тоже есть задание. Поиграем в игру «Подбери противоположное слово».
1.Змей Горыныч злой, а Василиса Премудрая (добрая). –сказка Василиса Премудрая
2. Заяц трусливый, а петушок (храбрый). –сказка Зающкина избушка
4. Теремок маленький, а Медведь (большой). –сказка Теремок
Сказки вы все отгадали
И сравнения назвали.
И за правильный ответ
Фиолетовый вам цвет.
Ребята, какого цвета лепесток следующий? (показываю черный конверт)
Дети: Черного цвета.
Воспитатель: Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет —
Хорошее или плохое? Добро или зло?
Дети: Зло
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — положительный персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если отрицательный -затопаете.
-Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь –
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку. ЧЕБУРАШКА
-Жизнь его лежит в ларце,
А ларец тот во дворце,
А дворец – в лесу дремучем,
Лес растет на черной туче. КОЩЕЙ БЕСМЕРТНЫЙ
- На метле вчера летала,
С высоты большой упала.
Эй, избушка, курьи-ножки,
Мчись к бабуле по дорожке. БАБА ЯГА
- В красной шапочке идет,
Пирожки с собой несет.
За кустами волк сидит
И за девочкой следит. КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток.
Какого цвета лепесток будет следующий? (показываю красный конверт)
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Назовите сказку Шарля Перро в одежде героя, которого
есть красный цвет.
Дети: Красная Шапочка. Кот в сапогах.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем героям сказок найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится — образовываем пару из картинок.
Ребята, вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика- семицветика. Теперь замок на сундуке открывается, а в нём что-то интересное для вас. Смотрите, это Белочка с орешками. Вы еще не знаете из какой сказки этот персонаж, но видимо домовенок Кузя хочет, чтоб мы ее прочитали. Сказка называется «Сказка о Царе Салтане». Будем ее читать после занятия. (Дети получают подарки- орешки).
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей) . Понравилось вам? На этом наше занятие закончилось.